Турсезон «Иссык-Куль — 2009» оказался слабым

Говоря о туризме в Кыргызстане, сразу же представляют жемчужину страны — Иссык-Куль. Однако в последние годы тенденции, хоть и немного, но поменялись. Ситуация в 2009 году получилась совсем иная, нежели в прошлые годы. Количество отдыхающих на озере Иссык-Куль в 2009 году однозначно уменьшилось. В первую очередь, об этом, жалуясь на уменьшившуюся прибыль, говорят местные жители. Также это подтверждают как представители туристических компаний, так и официальные представители государственных органов. Но в то же время туристический сезон 2009 года вполне может быть состоявшимся, так как зимние виды туризма во всех отношениях доберут и перекроют недостаток летних.

В 2008 году в Кыргызстан, по данным главы Государственного агентства по туризму Турусбека Мамашова, по всем видам туризма приехали 2 млн. 300 тысяч иностранных туристов. При чем 90% составляют туристы из ближнего и только 10% из дальнего зарубежья. Говоря о причине малого потока туристов из стран дальнего зарубежья, он отметил, что в данный момент Кыргызстан не имеет прямых авиарейсов с Европой, Арабскими и Азиатскими странами, поэтому, хотя многие отдыхающие и желают посетить именно Кыргызстан, им просто не удобно ехать сюда, так как летать приходится с пересадками. При этом экспортный доход Кыргызстана в 2008 году составил 509 млн. долларов (23 млрд. сомов).

«Это наличные деньги, которые оставляют туристы в Кыргызстане (оплата за дорогу, жилье и другие услуги)», — говорит Мамашов. Посмотрев на уровень дохода (так называемого импортного), поступающего от туризма в бюджет страны, который с каждым годом увеличивается, можно сказать, что туристический сектор в Кыргызстане развивается и большими темпами. Если в 2005 году доход туризма составлял — 70 млн. долларов, то в 2006 году уже — 164 млн. долларов, и так по возрастающей: в 2007 — 341 млн. долларов и в 2008 году как уже говорили 509 млн. долларов.

Многие представители правительства и турпредприниматели считают, что сезон 2008 года был плодотворным и результативным, хотя в целом от природных богатств страны можно было бы получать намного больше прибыли, кардинально изменив свой взгляд на развитие туризма и пристальнее присмотревшись к мировым стандартам. В свою очередь, Т.Мамашов считает, что основные наши силы и энергию нужно кинуть на обеспечение высокого уровня обслуживания. На Иссык-Куле, по его словам, госагентством для работников сферы обслуживания проводятся тренинги, мастер-классы, но это малочисленные случаи. Почти все владельцы пансионатов — частные предприниматели, которые должны заботиться об этом, но «почему-то они до сих пор сидят».

«Наши туроператоры еще не научились тратить часть прибыли на развитие и обучение персонала, поэтому надо менять психологию. Государство проводит политику туризма, но на местах они сами должны работать», — заявил он. В связи с этим, председатель Госагентства предлагает последовать примеру египетских предпринимателей. Все менеджеры-управленцы у них — это специалисты из Германии, которые имеют большой опыт в этом деле.

Оставить комментарий